ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Поведенческий анализ мотивации и ее отношение к обучению манд-реакциям.


обучение манд
Определение наличия и силы побуждающих условий.

Все реакции манд находятся под контролем побуждающих условий, таким образом, чтобы научить ребенка продуцировать реакции манд, в течение тренинга должны действовать побуждающие условия. Если побуждающие условия, контролирующие реакцию, отсутствуют, тогда реакция не является реакцией манд. Например, когда ребенка спрашивают «Какую игрушку ты хочешь?», он может ответить «пружину Слинки», но когда ему дают пружину, он отказывается от игрушки. Реакция «пружина Слинки» может находиться под интравербальным контролем вербального стимула «игрушка». Она может находиться под такт-контролем, если пружина находится в поле зрения ребенка, или под эхо-контролем, если кто-либо сначала сказал «пружина Слинки», или же под текстуальным контролем, если ребенок увидел и сумел прочитать слова «пружина Слинки». Смысл заключается в том, что определяющей чертой реакции манд является то, что вербальная реакция первоначально находится под функциональным контролем побуждающих условий. Часто присутствуют и другие виды контроля стимулов (например, вербальные, невербальные, аудиторные), но форма реакции контролируется побуждающими условиями.

Для того чтобы использовать побуждающие условия в качестве независимой переменной в повседневном обучении речи, инструктор должен уметь определять наличие и силу побуждающих условий. Как уже отмечалось, во время проведения манд-тренинга побуждающие условия должны находиться в действии, иначе проведение тренинга манд невозможно. Если ребенок не хочет пузыри в какой-либо конкретный момент времени, нельзя обучить его продуцированию манд-реакций в отношении пузырей. Таким образом, очень важно, чтобы инструктор также был способен определить наличие побуждающих условий. Хочет ли ребенок этот конкретный предмет? Изучение усилителей может ответить на вопрос о том, что ребенку нравится в тот или иной момент времени, однако, оно не скажет вам, хочет ли ребенок получить определенный предмет в какое-то определенное время. Необходимо определить, что функционирует в качестве эффективной формы усиления на данный момент. Наблюдение за поведением ребенка в натуральной среде может дат вам некоторую информацию о том, чего ребенок хочет. Процедуры осуществления выбора также могут быть эффективными при определении относительной ценности различных форм усиления (DeLeon & Iwata, 1996, и др.).

Побуждающие условия отличаются по своей силе в зависимости от времени, и они могут быть связаны с другими побуждающими условиями или требованиями, предъявленными к ребенку. Таким образом, педагоги, проводящие тренинги манд, должны постоянно быть в курсе относительной силы побуждающих условий в каждый заданный момент времени. Кроме того, побуждающие условия конкурируют друг с другом. Например, ребенок сначала может захотеть определенную игрушку, но если у другого ребенка есть лучшая игрушка, предпочтение перед первой игрушкой отдается второй. Насыщение также влияет на ценность побуждающих условий. Например, попкорн может выступать в качестве подкрепления для первых 50-ти ядер, но по мере того, как ребенок насыщается, ценность усилителя снижается. Таким образом, инструктор по обучению речи должен знать о том, что манд-реакции могут не возникать, а также о том, что если реакция возникает, она может оказаться не манд-реакцией, а какой-либо другой формой вербального поведения.

Побуждающие условия могут иметь мгновенное или постепенное начало и завершение. Пищевая депривация может медленно накапливаться, но быстро снижаться. Ценность конкретной игрушки может быстро возрасти и быстро упасть. Например, если ребенку дают магнитную доску для рисования Magna Doodle®, но не дают магнитной ручки, ценность ручки может немедленно усилится. Порисовав несколько минут, ребенок может бросить ручку и доску и перейти к другой деятельности. Инструктор по обучению речи должен знать обо всех этих переменных аспектах побуждающих условий. В противном случае, тренинг манд значительно усложняется, или его проведение вообще становится невозможным.

Улавливание и искусственное воссоздание побуждающих условий.

Существует несколько способов улавливания или искусственного воссоздания побуждающих условий в целях обучения речи. Разработанная Майклом (1993) классификация различных видов побуждающих условий предоставляет полезное руководство для подобного их применения. Необусловленные побуждающие условия, такие как жажда и голод, пожалуй, наиболее просты в использовании, поскольку с течением времени повышается моментальная эффективность такого вида последующих факторов. Подобные источники контроля легко уловить, и ими просто манипулировать в натуральной среде, просто ожидая момента, пока побуждающие условия не станут сильными (подобная процедура может быть использована для устранения неприятного стимула, возникшего в натуральной окружающей среде).

Необусловленные побуждающие условия также могут быть искусственно воссозданы, например, посредством предоставления человеку соленых крекеров с целью повысить ценность напитков, или понижением температуры в комнате для того, чтобы увеличить ценность тепла.

Все три типа обусловленных побуждающих условий, описанных Майклом (1993) (транзитивные, рефлексивные и замещающие), можно уловить или искусственно воссоздать и использовать для поведенческих оценок и вмешательств. Например, улавливание транзитивных обусловленных побуждающих условий в натуральной среде предполагает использование ситуации, в которой один стимул увеличивает ценность второго стимула. К примеру, невербальный ребенок, который любит пожарные грузовики, видит пожарную машину, припаркованную за окном. Данный стимул повышает ценность второго стимула, незапертой двери, и он побудит поведение, которое в прошлом приводило к открытию двери.

Опытный инструктор будет бдителен в отношении подобных событий и быстро проведет обучающий блок на манд реакции для слов «Открой» или «На улицу». Поскольку побуждающие условия сильные, это хорошее время для проведения манд-тренинга. Работа Харта и Ризли (1975) и их модель случайного обучения иллюстрирует данную обучающую стратегию.
Транзитивные обусловленные побуждающие условия также могут искусственно воссоздаваться для проведения тренинга манд (Carroll & Hesse, 1987; Hall & Sundberg, 1987; Sigafoos, Doss, & Reichele, 1989; Sundberg, Loeb, Hail, & Eigenheer, 2002; Sundberg & Partington, 1998; и др.). Например, при использовании данного вида процедур обусловленных побуждающих условий Холл и Сандберг (1987) предъявляли стимул, который повышал ценность другого стимула, например, растворимый кофе без горячей воды. Присутствие кофе оказывало влияние на ценность горячей воды и, следовательно, побуждало поведение, за которым в прошлом следовала данная форма подкрепления. Соответствующим манд-реакциям легко обучать, когда действуют побуждающие условия. В действительности, при помощи данной процедуры был обучен целый ряд реакций манд, и зачастую данная процедура приводила к продуцированию необученных манд-реакций.

Существует несколько возможных способов применения рефлексивных обусловленных побуждающих условий. Например, многие люди, диагностированные различными нарушениями развития, приобрели мощный репертуар поведения избегания и уклонения (например, агрессивное и аутоагрессивное поведение). Данное поведение часто возникает, когда осуществляются попытки обучить индивидуума речи и другим навыкам. Вербальные стимулы, предоставляемые человеку, могут функционировать в качестве рефлексивных обусловленных побуждающих условий в том смысле, что данные стимулы представляют собой предупреждающие стимулы, свидетельствующие о том, что приближаются худшие события, и немедленно возникает поведение, которое прерывало подобный стимул в прошлом.
Прерывание предупреждающего стимула (например, устранение требования) немедленно подкрепит любое поведение, которое предшествовало подобному прерыванию. Уменьшение подобных форм поведения требует гашения поведения не посредством прерывания обучающей ситуации, а посредством обучения альтернативной манд-реакции, которая предполагает более приемлемую форму реакции (например, Wilder & Carr, 1998).

Замещающие обусловленные побуждающие условия, в которых стимул коррелирует с необусловленными побуждающими условиями, имеет отношение к анализу эмоционального поведения. В частности, нейтральный стимул, скоррелированный с аверсивным стимулом, может побудить эмоциональное поведение в качестве обусловленных побуждающих условий, а не в качестве определенного стимула SD или обусловленного побуждающего стимула. Например, ребенок может сильно плакать, входя в кабинет стоматолога, потому что эта конкретная комната в прошлом была спарирована с болевым стимулом. Прежде нейтральный стимул (комната) теперь может побудить поведение (истерики), которое прервало данный стимул (ребенка удалили из комнаты). Может существовать множество других негативных форм поведения, которые вызываются, от части, замещающими обусловленными побуждающими условиями, такими как застенчивость или другие эмоциональные поведения (Dougher & Hackbert, 2000). Уменьшение подобного негативного поведения требует гашения поведения и обучения индивидуума тому, как устранять обусловленные побуждающие условия посредством реакций манд с более приемлемой формой реакции.

Недостаточно просто уметь определять, улавливать или искусственно воссоздавать побуждающие условия. Как только ценность одной из форм подкрепления оказывается высокой, инструктор должен уметь сформировать соответствующую вербальную реакцию.

Эффективное формирование («шейпинг») поведения предполагает, что инструктор способен дифференциально подкреплять успешные приближенные к целевому поведению реакции в тот момент, когда побуждающие условия сильны. Например, в тот момент, когда ребенок проявляет интерес к мыльным пузырям, необходимо обеспечить эхо-подсказки и постепенно удалить их для того, чтобы сформировать вербальную реакцию «пузыри». Кроме того, инструктор должен быть уверен в том, что реакция в действительности свободна от других типов контроля стимулов, таких как присутствие бутылочки с мыльными пузырями или палочки для их выдувания.

Тренинг манд лучше всего начать с манд-реакций в отношении усилителей, для получения которых присутствуют побуждающие условия с высокой ценностью (например, пища, прогулка на улице, музыка, книги, игрушки, щекотка, сок, качели). Как правило, нет необходимости в воссоздании побуждающих условий для таких сильных мотиваторов. Акцент делается на установлении приемлемой формы реакции, находящейся под контролем релевантных побуждающих условий. Для установления контроля побуждающих условий могут использоваться и другие виды контроля стимулов (например, имитативные подсказки), но в конечном итоге манд-реакции должны быть свободны от контроля вербальных, невербальных, эхо- и имитативных стимулов (см. «процедуру быстрого переноса», описанную Сандбергом и Партингтоном, 1998). Вслед за приобретением манд-реакций, связанных, как правило, с сильными побуждающими условиями, инструктор по обучению речи должен часто обращаться к процедурам, которые включают побуждающие условия, с целью формирования целевых реакций манд. В следующих наших публикациях  будут описаны важнейшие манд-репертуары, предполагающие искусственно воссозданные побуждающие условия.


Источник: A Behavioral Analysis of Motivation and its Relation to Mand Training. Mark L. Sundberg, Behavior Analysts, Inc./STARS School

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.